Об изменении законодательства об исполнительном производстве

15 Января 2021
В Республике Беларусь принят Закон Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее – Закон), который опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 14 января 2021 г. Ключевые положения Закона вступают в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.

Из концептуальных изменений законодательства об исполнительном производстве следует назвать следующие.

Для взыскателей

Направление исполнительного документа по месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов исключается из оснований для окончания исполнительного производства.

Предоставление судом, иным уполномоченным органом (уполномоченным лицом) отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа будет выступать основанием для приостановления исполнительного производства (в настоящее время данные обстоятельства являются основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю и окончания исполнительного производства).

Предложенные нормы направлены на защиту прав взыскателей в части усиления контроля судебных исполнителей за исполнением таких исполнительных документов.

Закон также направлен на упрощение порядка обращения взыскателей в орган принудительного исполнения для возбуждения исполнительного производства. Обязанность взыскателя в первую очередь предъявить исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания в бесспорном порядке денежных средств со счетов должника — индивидуального предпринимателя или юридического лица до предъявления исполнительного документа к исполнению в орган принудительного исполнения заменена правом взыскателя осуществить данное действие.

Помимо этого, упрощен порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей (установлены минимальные требования при подаче документов для рассмотрения процессуальной жалобы).

Медиация

Закон предусматривает внедрение в исполнительное производство системы мотивации при реализации сторонами института медиации. Так, заключение между взыскателем и должником соглашения о применении медиации, во-первых, будет являться основанием для приостановления исполнительного производства. Во-вторых, в случае заключения между взыскателем и должником мирового соглашения или медиативного соглашения при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер будет составлять всего 50 процентов от установленного.

Данные нормы направлены на стимулирование добровольного урегулирования сторонами вопросов погашения задолженности по исполнительным документам.

Очередность удовлетворения требований

Законом корректируется очередность удовлетворения требований взыскателей по исполнительным производствам.

Так, удовлетворение требований, имеющих социальную направленность (оплата труда граждан, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, о возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением), в соответствии с Законом будет осуществляться во вторую очередь.

В случае недостаточности взысканных с должника денежных средств удовлетворение таких требований будет производиться пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.

Также повышается очередность удовлетворения требований о взыскании сумм в бюджеты государственных внебюджетных фондов (взносы на государственное социальное страхование).

Экстерриториальность

Законом устанавливается экстерриториальность в деятельности органов принудительного исполнения, предусматривающая распространение полномочий судебного исполнителя на всю территорию Республики Беларусь. Закрепление данной нормы обеспечит возможность оперативного совершения исполнительных действий, в том числе, на территории иной области (города Минска).

Процедура реализации арестованного имущества

Предусмотренные Законом изменения направлены на повышение результативности реализации арестованного имущества должников, а также снижение временных и финансовых издержек, связанных с исполнительным производством.

Так, изменяется подход к проведению переоценки арестованного имущества должника в тех случаях, когда в установленный Законом срок имущество не реализовано. Вместо одной переоценки, которая проводится в соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве и составляет до 20 процентов от первоначальной стоимости имущества, Законом предлагается проводить четыре переоценки имущества. При этом установлен фиксированный размер переоценки арестованного имущество, составляющий 20 процентов от первоначальной стоимости.

Также Закон изменяет процедуру проведения торгов, в том числе электронных, что обусловлено необходимостью повышениях их результативности: в случае, когда покупатель имущества на торгах (электронных торгах) не оплачивает стоимость, за которую им приобретено имущество, либо если устанавливается, что данный покупатель не имел права участвовать в торгах (электронных торгах), такое имущество предлагается приобрести участнику торгов (электронных торгов), который не являлся в данной ситуации победителем торгов, но при этом им была сделана предпоследняя ставка в ходе проведения торгов.

Развитие информационных технологий

Отдельные концептуальные изменения, закрепленные в Законе, направлены на развитие информационных технологий в деятельности органов принудительного исполнения. Например, предусматривается возможность направления процессуальных документов сторонам исполнительного производства в электронном виде, что повысит оперативность получения сторонами соответствующих документов.

О судебных исполнителях

Право на принятие мер по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения права должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), права на охоту, из компетенции суда передается в компетенцию судебного исполнителя.

Законом также повышаются требования для занятия должности судебного исполнителя, а именно предусматривается необходимость прохождения кандидатом на должность судебного исполнителя стажировки и тестирования на знание законодательства об исполнительном производстве. Такие правила необходимы с учетом высокой ответственности судебных исполнителей при выполнении ими служебных обязанностей, что требует наличие достаточного уровня знаний и определенной практической подготовки.
все новости